Андрей Тарковский о Михаиле Ромадине
Бывают крылья у художников... (Виктория Духина,
пес Филипп, Андрей Тарковский, Отар Иоселиани, Михаил
Ромадин и Геннадий Шпаликов) 1994
Бумага, тушь, перо, акварель. 55х75
There саn bе wings of artists... (Victoria Dukhiпа,
the dog Philipp, Аndrеу Tarkovsky, Otar lоsеliаni, Mikhail
Rоmаdin апd Gеnnаdу Shpalikov) 1994
Рареr, Indiаn ink, а crow quill, watercolour. 55х75
Горящий Элечек. 1964. Холст, масло. 112х70
The Burning Elechek. 1964. Саnvаs, oil. 112х70
Еще Пушкин в свое время заметил, что ху-
дожника следует судить по законам, им са-
мим созданным. Это очень существенный
взгляд на критику, отметающий обыватель-
скую оценку, ограниченную принципом "нра-
вится" или "не нравится".
Темперамент Ромадина скрытый, загнан-
ный внутрь. В лучших его произведениях тем-
перамент из внешне понятного динамизма
И хаоса, поверхностно упорядоченного, как
это часто бывает, переплавляется в спокой-
ную и благородную форму, тихую и простую.
В моем понимании в этом принципе скрыто
самое высокое художественное качество.
Для того чтобы пояснить мою мысль и по-
пытаться вскрыть метод Михаила Ромадина,
есть смысл остановиться на лучшей, по-мое-
му, его картине - "Горящий Элечек". Она на-
писана в 1964 году в Киргизии.
Замысел картины в высшей степени тра-
диционен, чтобы не сказать банален. Сила
впечатлений художника от неожиданно от-
крывшейся неизвестной доселе страны на-
столько велика, что никакой формальный
взгляд ( композиция, смелость световых ре-
It was Pushkin who suggested that аn artist
has to bе judged bу his/her own creative laws.
This is а very essential viewpoint оn the criti-
cism as it slashes а mass attitude limited bу the
"like/dislike" principle.
Romadin's temperament is cloaked, forced
inside. In his best works the temperament is cut
into а placid and nоblе form that is quiet and
simple. As far as I understand this principle pos-
sesses the highest artistic quality.
In order to clarify mу thought and show the
method of Mikhail Romadin I'll reflect upon
the best, to mу mind, work of his, the picture
"The Burning Elechek". It was painted in
Kirghizia in 1964.
Its idea is highly conventional, if not banal.
His impressions of аn unknown country that all
of а sudden opened up to him аrе so powerful
that аnу formal viewpoint (that of the composi-
tion, оr the оnе regarding а colour оr а light deci-
sion, оr the subject matter) cannot stand against
the uniqueness of the model as it is and the very
vividness of the feelings that captured the artist.
Не just painted а portrait of а Kirghiz girl in аn
elechek. The composition does not reveal аnу

10