ИСКУССТВО
ДРЕВНЕЙШЕГО
И ДРЕВНЕГО
ПЕРИОДОВ
Древнейший период в истории японской
культуры имеет много общего с аналогичны-
ми этапами в жизни других народов. От этого
времени сохранились главным образом из-
делия из керамики. По способу их изготовле-
ния, формам, орнаментации можно многое
узнать о представлениях людей того далеко-
го времени. Это была эпоха заселения Япон-
ских островов разными народами как с мате-
рика, так и с островов южных морей, прино-
сивших свои методы ведения хозяйства,
строительства жилищ свои верования. Худо-
жественная деятельность той эпохи была не-
разрывно сплавлена с первобытной магией
и с материальной культурой. Главным объек-
том религиозно-магического осмысления
человека была окружающая природа, от ко-
торой зависело само его существование.
Наблюдая природу, он пытался осознать мир,
объединить разрозненные факты в единую
стройную систему. Этот длительный истори-
ческий процесс отчасти запечатлелся в эво-
люции древней керамики, постепенном ус-
ложнении ее форм и орнаментации. Во вре-
мя археологических раскопок было найдено
множество сосудов разных форм и различ-
ного назначения. Все они были вылеплены от
руки и примитивно обожжены в простой яме.
Их формы получались путем выкладывания
спиралью жгута из глины. При обжиге сосуд
обматывали травяной веревкой, которая, вы-
горая, оставляла след - первый декор изде-
лий. Отсюда произошло название этой кера-
мики, а затем и самой этой эпохи - дзёмон
(дословно - «след веревки»).
К середине периода дзёмон (2, 5 - 1, 5 ты-
сячи лет до н. э.) относятся глиняные фигур-
ки - догу олицетворявшие силы плодородия
и природных стихий, возможно бывшие обе-
регами, существами из мира духов.
В конце I тысячелетия до н. э. на Японские
острова переселяются племена, принесшие
с собой новые формы материальной и духов-
ной культуры. Главным видом хозяйственной
деятельности становится рисосеяние, а с
этим видоизменяются культы и магические
обряды, направленные теперь на обраще-
ние к духам - покровителям земледелия.
Бытовавшее ранее поклонение горам сохра-
няется, но в складывавшихся мифах говори-
лось, что божество весной спускается с горы
на равнину и помогает выращиванию риса, а
затем опять поднимается на вершину. Мо-
мент встречи божества весной и момент его
проводов осенью сопровождался обрядовы-
ми действами и праздниками - мацури, до-
жившими в несколько преображенном виде
до XX века.

0