влажную глину раскатывали в цилиндр, кото-
рый резали на куски и вынимали из них сере-
дину. Полученные кольца складывали в стол-
бик друг на друга, заглаживая швы. Такой ме-
тод позволял избегать растрескивания при
обжиге. Изгородь из глиняных столбиков ок-
ружала магическое пространство, внутри ко-
торого размещали скульптуру, изготовлен-
ную аналогичным способом. Скульптура вос-
производила людей за разными занятиями,
животных, дома, утварь. В скульптуре ханива
сочетается обобщенность в передаче лиц,
поз и жестов фигур с большой точностью и
достоверностью деталей, указывающих на
конкретные особенности персонажа - до-
спехи воина, головной убор и одежду жреца
или правителя.
Особую группу ханива составляют изобра-
жения различных архитектурных сооружений,
являющиеся бесценным источником знаний
об исчезнувшем строительном искусстве то-
го времени и позволяющим проследить раз-
витие пространственных идей в последую-
щие века.
Скульптура ханива стала важным средством
художественного постижения действитель-
ности, выражения сложной духовной жизни
человека древней Японии.
Самый значительный памятник древнего пе-
риода - архитектурный комплекс синтоист-
кого святилища в Исэ, сохранившийся до на-
ших дней благодаря традиции ритуальной ре-
конструкции комплекса каждые двадцать лет,
впервые произведенной в VII веке. Возникно-
вение этого комплекса относится к первым
векам новой эры. Он расположен в горной ле-
систой местности близ Тихоокеанского побе-
режья по берегам реки Исудзу и состоит из
двух отделенных значительным расстоянием
святилищ: внутреннего - Найку, посвященно-
го главному божеству синтоизма - богине
солнца Аматэрасу, легендарной прародитель-
нице императорского дома, и внешнего - Гэ-
ку, посвященного божеству злаков Тоёукэ.
Каждое состоит из множества построек, в ос-
нову которых положен один и тот же простой
тип, повторяющийся С небольшими вариаци-
ями: все они исполнены из тщательно обра-
ботанного неокрашенного дерева. Металли-
ческие детали появились значительно позже,
уже в эпоху средневековья.
Поднятые на столбах над уровнем земли,
здания стоят посреди обширного простран-
ства, окруженные четырьмя рядами изгоро-
ди. Их архитектурные формы восходят к
древним сокровищницам - амбарам, где
хранился урожай - плод труда и основа жиз-
ни людей. Перед амбаром происходили ри-
туалы благодарения богов, сопровождавши-
еся заклинаниями, песнопениями, обрядо-
выми танцами. Для этого служил большой от-
крытый двор, засыпанный галькой. Посте-
пенно само хранилище зерна стало осмыс-
ляться как жилище богини злаков, то есть как
первый храм. В то время как жилища людей
представляли собой примитивные землянки,
амбар - хранилище урожая, поднятый на
сваях для предохранения от сырости и гры-
зунов, выделялся своей значительностью,
хотя имел простую геометрическую форму,
обусловленную его утилитарным назначени-
ем. Такой тип сооружений отражал вековой
опыт, все наиболее рациональные конструк-
тивные идеи.

5